НЭП Киева: Украинцы пересаживаются на телеги и закупают буржуйки

НЭП Киева: Украинцы пересаживаются на телеги и закупают буржуйки

Украинские железные дороги ждет катастрофа в случае приватизации. С таким заявлением в интервью CapitalTV выступил бывший украинский замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Напомним, в конце августа премьер-министр страны Алексей Гончарук предложил разделить компанию «Укрзализныця» («Украинская железная дорога») на три части, оставив в собственности государства лишь одну. При этом было подчеркнуто, что железнодорожное полотно приватизировано не будет. Частично продать акции «Укрзализныци» частным компаниям для привлечения инвестиций предлагал также ее руководитель Евгений Кравцов.

«Если будет принято такое решение, то Украина станет первой европейской страной, которая фактически уничтожит систему железнодорожного транспорта», — заявил Кава.

В качестве примера он привел Латинской Америки, в которой власти некоторых стран, не желая дотировать железную дорогу, делили ее на небольшие компании и продавали. По его словам, это привело к тому, что во всех странах было прекращено пассажирское движение на железной дороге и демонтировано от половины до двух третей железнодорожной сети.

Экс-чиновник также напомнил, что в Европе железнодорожная инфраструктура находится в собственности государства, и в большинстве стран на рынке доминирует государственный перевозчик. Он высказал мнение, что о приватизации «говорят люди, которые не понимают, как работает железнодорожный транспорт».

«Нынешние реформаторы пытаются при помощи рецепта, который был направлен на решение совсем других проблем, решать проблемы Украины. Это приведет просто к коллапсу железнодорожного транспорта», — подытожил он.

Отметим, что железные дорогие — не единственная отрасль, будущее которой могут поставить под сомнение реформы, осуществляемые новой властью Украины. Так, по данным президента объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александра Каленкова, существует риск уничтожения металлургической отрасли из-за изменения Налогового кодекса страны.

«Налоговые новации закона 1210 фактически убивают горно-металлургическую отрасль», — цитирует заявил он в эфире украинского телевидения.

Нововведения, по его словам, увеличат налоговую нагрузку в четыре-пять раз, после чего рентные платежи в соотношении к коммерческой прибыли украинских предприятий станут «в десять раз больше, чем в России». Это приведет к полному вытеснению Украины с европейского рынка из-за неспособности конкурировать с более дешевой продукцией.

Ну, и, конечно, традиционно в зоне риска находится энергетический сектор, что усугубляется отсутствие нового газового контракта с Россией после 2020 года и желанием властей страны разделить на части и продать НАК «Нафтогаз».

Напомним, на прошлой неделе экс-депутат Верховной рады Украины Алексей Журавко, сославшись на свой источник в газовой компании, заявил, что в «Нафтогазе» ожидают коллапса после прекращения транзита российского газа. Чиновники, по словам экс-депутата, надеется исключительно на то, что Европа вынудит Россию сохранить транзит газа через Украину.

Еще более тревожную картину в эфире в эфире телеканала «112» нарисовал украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский. По его словам, украинцы отказываются от газового отопления в пользу дровяного из-за продолжающегося падения уровня жизни.

Если эксперты делают такие тревожные предупреждения, то почему тогда правительство Гончарука берется за столь опасные реформы? Они не понимают последствий или делают это намеренно?
И все ли действительно так плохо в указанных отраслях экономики?

—  О проблемах с железнодорожным транспортом и инфраструктурой представители отрасли говорят уже не первый год, — рассказывает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.

—  Ситуация, действительно, очень сложная, причем она явно ухудшается, это подтверждают практически все, кто реально сталкивается и с пассажирскими, и грузовыми перевозками. Что касается приватизации, то тут вопрос: в каких объемах и какие направления она затронет? Например, в России и сегодня есть частные операторы, занимающиеся железнодорожными перевозками, и достаточно крупные. Так что, одно дело, если останется и крупный государственный игрок, за которым сохранится большая часть рынка, но при этом появятся какие-то небольшие частные компании, другое — если в частные руки перейдет практически все. Во втором случае ничего хорошего украинские железные дороги не ждет. Вне всякого сомнения, будут закрыты многие нерентабельные, но важные для людей направления, в частности, многие пригородные поезда.

«СП»: — В Европе железнодорожная инфраструктура находится в собственности государства, и в большинстве стран на рынке доминирует государственный перевозчик. Почему у них все нормально с железными дорогами, а на Украине нет?

—  Тут наверняка есть и объективные факторы, о которых лучше судить специалистам в этой сфере. Но есть и общие для современной Украины проблемы. Одна из основных — критическая нехватка профессиональных управленцев, которые могли бы решать достаточно масштабные вопросы. Это проявляется во многих сферах. Так еще во время «Евро-2012» возникли очень серьезные организационные сложности сначала непосредственно во время строительства многих крупных объектов — стадионов, аэропортов или терминалов, особенно ярко это проявилось тогда в Львовской области. А потом и с их эксплуатацией, когда стало очевидно, что многие объекты были построены либо не совсем там, где нужно, либо с совершенно избыточным масштабом. И с каждым годом ситуация усугубляется, нынешние трагикомические истории с мостами в Киеве и Днепре тому наглядное подтверждение. В то же время, можно вспомнить покойного Георгия Кирпу, который буквально за несколько лет смог действительно заметно улучшить ситуацию на железной дороге, а тогда проблемы были тоже немалые.

«СП»: — По словам Гончарука, «чем меньше государства в экономике, тем лучше». К чему может привести подобная политика? Какие еще критические важные отрасли могут перейти в частные руки, и будут ли это украинские руки?

—  На Украине, на самом деле, еще очень много чего можно приватизировать. Главное — это, конечно, земля. Но в собственности государства есть и морские порты, энергетические компании, горно-обогатительные комбинаты, машиностроительные заводы, нужно вспомнить и знаменитый харьковский «Турбоатом», производящий турбины, где большая часть акций все еще у государства. Возможно, какие-то из них окажутся в руках украинских олигархов, какие-то купят западные компании, но ряд из них будут приватизированы исключительно с одной целью — ликвидировать возможного конкурента. Здесь есть и геополитическая составляющая, многие промышленные предприятия на Украинеимеют имеют ценность, по сути, только для России. С их исчезновением, Украина будет представлять все меньше интереса для Москвы, и даже если Россия в той или иной форме вернет влияние на Украине, в экономической сфере почти ничего не получит, поэтому приватизация и ликвидация ряда предприятий — это своего рода страховка для Запада.

«СП»: — Президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков предупреждает о риске уничтожения металлургической отрасли в стране. А насколько это серьезно? Чем вытеснение с европейских рынков металлургической продукции грозит Украине?

—  Украинская металлургическая промышленность пока достаточно успешно функционирует, делает серьезные отчисления в бюджет, в отрасли растут зарплаты. Коллапс металлургии, нанесет очередной тяжелый удар по украинской экономике и по уровню жизни людей, ведь многие металлургические предприятия являются градообразующими. Перебои с зарплатой и сокращения рабочих мест ударят по такие городам особенно сильно.

«СП»: — Вот еще украинский эксперт рассказал о переходе населения на отопление дровами. Это не преувеличение? И тут все так страшно?

—  Мне сложно судить насколько это массовое явление. Понятно, что высокие тарифы на газ вынуждают людей как-то выкручиваться, сокращать потребление газа, но я не думаю все же, что можно говорить о массовом и полном отказе от использования газа. В целом, если все так, то конечно, тенденция очень печальная, потому что газ для многих сельских жителей — одно из важнейших достижений цивилизации.

«СП»: — В правительстве этого не понимают? Зачем проводят такие «реформы»? Или Зеленский намерено сдает Украину?

—  Это осознанная и целенаправленная политика. Представители команды Зеленского прямо говорили о своих либертарианских взглядах, сейчас мы видим их практическое воплощение. Возможно, с точки зрения новой киевской власти — это эффективная политика, ну и даже, если она не окажется не очень полезной для Украины, то на Западе такие подходы точно будут поддержаны, а такая поддержка очень значимый фактор украинской политики, в ряде случаев определяющий.

—  В «Укрзализныце» приватизироваться будут лишь прибыльные сегменты, — считает политолог и экономист Александр Дудчак.

— У сторонников либеральных подходов в экономике принято заявлять, что государство — неэффективный собственник, и все, что только возможно, нужно распродать частному капиталу. Даже то, что приносит прибыль, находясь в собственности и управлении государства. Сторонники такого подхода лукавят, манипулируя понятием «эффективность». Главный критерий эффективности с точки зрения частного капитала — частная прибыль. С точки зрения населения, и хорошо бы, чтобы и государство было с этим согласно — главный критерий эффективности — это удовлетворение потребностей граждан.

В случае с ж/д транспортом, самое прибыльное — это грузовые перевозки, и за их счет дотировались и пассажирские перевозки. Если государству наплевать на интересы людей, и народ воспринимается, как биомасса, которую пока еще привлекают к выборам, то можно приватизировать грузовые перевозки, а на пассажирские повышать цены, пока холопы будут платить. А, не смогут — ну, это их проблемы, не очень-то и надо, пусть перемещаются, как хотят, а лучше — пусть сидят дома.

«СП»: — Как насчет металлургии? Все также плачевно?

— После государственного переворота на Украине системно уничтожаются целые отрасти экономики. Это делается в интересах тех, кто помогал в осуществлении этого госпереворота и организовывал его. Сначала ликвидировали высокотехнологичные отрасли — космос, авиастроение, судостроение… Теперь можно взяться и за остальные. «Прогресс» в этом направлении приводит к росту безработицы и оттоку населения из Украины за рубеж, зачистке территорий. Вытеснение Украины с рынков металлургической продукции резко снизит приток валюты в Украину, и увеличит и без того значительное отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Но, нынешнее, как и предыдущее украинское руководство делает всё возможное, чтобы реализовать именно такой сценарий — они проводят такую политику сознательно, действуя не в интересах Украины.

«СП»: — А как насчет энергетической отрасли? Серьезно ли украинцам придется скоро перейти на дрова?

— Некоторые мои киевские друзья давно последовали совету приобрести «буржуйки» на всякий случай. В частных домах установить альтернативную систему отопления легче. С нынешней политикой Украины в газовых отношениях с Россией, стоит быть готовым ко всему. И пока спрос на «буржуйки» не ажиотажный, стоит задуматься и заранее распределить уличные придомовые тополя и каштаны между жильцами многоквартирных домов. На всякий случай…

«СП»: — Понимают ли в правительстве, что творят?

—Наверное, отчасти. Их воспитали в условиях искусственной глобализации, и они чувствуют себя скорее, участниками этого процесса, чем защитниками интересов Украины. И действуют, исходя из принципа — «всё равно кто-то выполнит этот заказ и заработает на нём, так почему не мы?»

«СП»: — По словам Гончарука, «чем меньше государства в экономике, тем лучше». К чему может привести подобная политика? Какие еще критические важные отрасли могут перейти в частные руки, и будут ли это украинские руки?

— Это преступная глупость (или умышленные преступные действия) представителей нынешней власти, оценка которой наступит слишком поздно — учитывая возможности этой власти, полученные в результаты победы на выборах президента и в Раду. Гончарук также, успел заявить, что «у нас дорогие ресурсы», вероятно, имел в виду человеческие ресурсы, которые пока еще дорогие, и их стоит удешевить. Они планируют распродать, всё, что только возможно. Нанесенный ущерб этими деятелями, практически невозможно будет компенсировать.

«СП»: — На днях Рада в первом чтении поддержала закон о концессии. К чему это приведет на практике?

— Это еще одна форма распродажи Украины. Интересы государства учитываться не будут. Но народу будут пудрить мозги «прозрачной процедурой выбора концессионера с помощью конкурса и диалога».

Дмитрий РОДИОНОВ

«Свободная пресса»

Актуальный комментарий

Исследования

Мы в СМи