Ирина Гукова: в нашей стране недооценена роль политического образования

Ирина Гукова: в нашей стране недооценена роль политического образования

Демократическое общество предполагает широкое вовлечение граждан в политику, в политические процессы. Это возможно при условии политически социализированного населения. Процесс политической социализации носит в целом хаотичный характер и длится всю жизнь, ее же целенаправленный сегмент осуществляется через образование как базовый социальный институт.

Но, как показывают исследования, политических знаний у современной российской молодежи, недостаточно. Причина, на мой взгляд, в том, что сегодня в нашей в стране, к сожалению, недооценивается роль политического образования в политической социализации молодежи. На государственном уровне ставка делается на мероприятийный подход. В рамках государственной молодежной политики политическая социализация юношей и девушек в основе своей осуществляется через мероприятия гражданско-патриотической тематики,  приуроченные к каким-либо событиям, памятным или историческим датам, например, Дню России, Дню Конституции, выборам. Часто эти мероприятия проводятся не на самом высоком уровне. . Информация о том, как работают политические институты, в чем заключается гражданская активность и социальная ответственность, как может проявляться электоральная активность гражданина преподносится молодежи в максимально упрощенной форме. В результате у молодых людей формируется искаженное представление о функционировании политической системы при демократии, о демократических политических ценностях, о политической жизни в целом. Кроме того, участие в подобных мероприятиях зачастую навязывается молодежи соответствующими структурами образовательных учреждений, профильными структурами управлений молодежной политики различного уровня. В итоге получается, что политическая социализация нашей молодежи осуществляется из-под палки. 

Российское общество остро нуждается в политически активных, самостоятельно мыслящих молодых гражданах. Грамотное же представление о том, как функционирует политическая сфера общества, какое место в ней занимает личность как субъект политики, еще раз повторюсь, формируется преимущественно через образовательные учреждения, в процессе профессионального преподавания обществоведческих предметов в школе и общей политологии в средних и высших учебных заведениях. В контексте данного разговора речь идет, безусловно, о массовом политическом образовании, которое просто необходимо молодым гражданам, живущим в демократическом государстве. И если в российских школах основы политологии преподаются в курсе обществознания, то в средних и высших учебных заведениях положение гораздо хуже. В последнее десятилетие в СУЗах и ВУЗах наблюдается тенденция к сокращению количества часов, отводимых на изучение политологии. Из общеобязательной дисциплины она превратилась в дисциплину по выбору, постепенно маргинализируется, исчезает из учебных планов колледжей. Это проблема государственного масштаба. В итоге современная российская молодежь недополучает базовые знания о политике, правах и обязанностях в общественно-политической сфере и во взаимоотношениях с государством. Ее не учат критически мыслить, осуществлять политический выбор, не формируют навык участия в реальной политической жизни, политическую субъектность. То есть политическое образование как инструмент политической социализации молодежи в России сегодня не реализует своей потенциал в полной мере. 

Решение этой проблемы, на мой взгляд, возможно только в диалоге государства, гражданского общества  и научного сообщества. В частности, российской политической науке пора преодолеть замкнутость, активнее бороться за место под солнцем, развивать политологическое пространство, в том числе в регионах, заниматься просветительской и издательской деятельностью, добиваться включения политологии в учебные планы различных направлений подготовки в вузах и сузах; способствовать преодолению негативных стереотипов мышления в общественном сознании, прежде всего, в сознании политической элиты, по отношению к политической науке в целом. 

Ирина ГУКОВА, доцент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии НИУ «БелГУ», специально для проекта «Открытая аналитика»